В течение всего прошлого года в России наблюдалось снижение тарифов на автомобильные грузоперевозки. С января по октябрь 2024 года ставки уменьшились на 13,5%, несмотря на рост себестоимости транспортной логистики более чем на 7% за тот же период. Основными причинами этого стали увеличение числа новых игроков на рынке, включая несистемных перевозчиков с небольшими автопарками, а также расширение собственных автопарков крупными ритейлерами.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин отметил, что многие перевозчики приостановили деятельность из-за низких ставок.
— Сегодня ставка за километр в среднем составляет 60 рублей, а должна быть в районе 100 рублей. Рынок работает в убыток. Большинство компаний выживает за счёт накопленного жирка. Я знаю, что ряд крупных компаний распродаёт машины, которые выходят из лизинга, и так перекрывает свою деятельность, — говорит глава «Грузавтотранса».

Владимир Матягин отмечает, что в прошлом году многие компании были вынуждены вернуть транспорт лизингодателям, и этот процесс продолжается.
По мнению эксперта, до конца года спрос на перевозки не восстановится, а кризис продолжит усугубляться; в результате рынок могут покинуть до 50% перевозчиков.
Дополнительную нагрузку на отрасль оказывают несправедливые штрафы.
— Сегодня на перевозчиков очень сильно давят необоснованные штрафы по «Платону» и АПВГК. Люди возмущены. Ставок нет, грузов нет, ещё и эти штрафы! Они уничтожают бизнес сегодня — объясняет Владимир Матягин.
Президент «Грузавтотранса» отмечает, что ситуация с несправедливыми штрафами обсуждается в рабочих группах при Минтрансе и Ространснадзоре:
— По АПВГК идёт серьёзная дискуссия. Мы показываем, что нарушаются требования законодательства, выезжаем на места, проверяем действия сотрудников. Работа ведётся. Очень сложно бороться с бюрократией, ну а что делать? — пояснил глава «Грузавтотранса».
В условиях продолжающейся нестабильности на рынке грузоперевозок проактивный подход к управлению логистическими процессами и использование современных технологий становятся ключевыми факторами для сохранения конкурентоспособности и обеспечения стабильной прибыли.
По опыту специалистов Веса Систем предварительный контроль веса помогает избежать множества потенциальных нарушений, связанных с перегрузом ТС. Бортовые системы Веса позволяют контролировать вес в момент загрузки и в процессе рейса, что значительно облегчает работу водителя, делает процесс транспортировки груза прозрачным и управляемым. Кроме того, показания бортовых весов, можно использовать в качестве дополнительного доказательства в суде в случае получения неправомерного штрафа с АПВГК.
Кроме того, бортовые весы позволяют влиять на рентабельность бизнеса грузоперевозок через контроль себестоимости и потерь.
— За 6 лет работы мы накопили массу примеров, как можно повысить рентабельность бизнеса, просто начав измерять и анализировать результаты. Малый бизнес недооценивает возможности цифровизации. При этом учёт и измерения позволяют найти точки роста доходной части. Зачастую оказывется, что решение лежит на поверности.
Чтобы увеличить дельту между выручкой и себестоимостью, нужно поставить систему мониторинга и на постоянной основе отслеживать все точки загрузки и выгрузки, простои, расход топлива, воровство и оперативно влиять на логистические цепочки. В этом случае грузоперевозчик может контролировать экономику бизнеса и предпринимать шаги для увеличения маржинальной дельты. Практика нашей компании показывает, что установка бортовых систем взвешивания позволяет увеличить доходную часть бизнеса грузоперевозок на 20-30% в коротком периоде – рассказал директор Веса Систем Руслан Галеев.
На какой транспорт возможна установка бортовых весов
Бортовые системы можно использовать практически на всех типах техники. Особенно хорошо датчики зарекомендовали себя в магистральных перевозках, добыче, АПК и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Бортовые весы позволяют контролировать погрузку, разгрузку и вес на протяжении всего пути следования, помогают обеспечить оптимальный режим эксплуатации ТС, контролировать недогруз, осуществлять расчёты за услуги на основании реальных данных, экономить время на осуществление погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, перевозка гарантированно будет выполняться в соответствии с законодательными ограничениями по осевым нагрузкам, весу и габаритам.