В 2025 году рынок грузоперевозок продолжает движение в сторону цифровизации.
Грядущее введение реестра перевозчиков, развитие АПВГК, рост требований к экологии и безопасности – все это заставляет транспортные компании пересматривать принципы ведения бинеса. Компании, меняющие подход к логистическим процессам с точки зрения постоянных измерений эффективности и контроля, обеспечивают себе большую конкурентноспособность на активно меняющемся рынке.
В этом году перевозчики планируют максимально сконцентрироваться на сокращении издержек за счет увеличения операционной эффективности. В фокусе также повышение рентабельности через расширение перечня оказываемых услуг, совмещение инвестиционной и операционной моделей управления бизнесом и цифровизация логистических процессов.

При этом на ведущих игроков, входящих в топ-10, в РФ приходится всего 16% от общего объёма перевозок. Более 90% действующих предприятий имеют меньше 50 единиц грузового транспорта, и в большинстве случаев их правовая форма — ИП.
Из-за доминирования малого бизнеса рынок грузоперевозок в целом не интересен банковскому сектору, а значит, рассчитывать на дополнительное финансирование предпринимателям не приходится. Поэтому задача увеличения доходности целиком ложится на плечи самих перевозчиков.
Чтобы в нынешних непростых условиях удержаться «на плаву», небольшим компаниям придётся, прежде всего, пересмотреть подход к бизнес-процессам.
Удержать рентабельность можно через увеличение производительности каждой единицы транспорта, которую необходимо контролировать и измерять.
Например, одной из «болей» перевозчиков, является систематический недогруз. Часто перевозчик сознательно предпочитает недогрузить машину, боясь штрафов. В практике Веса Систем был такой случай: клиент ездил с недогрузом в 2 тонны. После установки бортовых весов прямой рост выручки составил 23%.

Не менее важная задача — пресечь обман со стороны отправителя. Типовая ситуация: клиент утверждает, что загрузил 8 тонн груза, а по факту грузит 10. Как следствие, у перевозчика возникает недополученная выручка и перерасход топлива.
Что же касается наказания, то ответственность за перегруз по-прежнему находится на стороне перевозчика, штрафы налагают уже при перегрузке оси на 10%. При этом не исключено наказание за общий перегруз ТС.
За последние годы в Веса Систем собралась масса примеров, как можно повысить рентабельность бизнеса, просто начав измерять и анализировать. Целевой учёт и измерения позволяют найти точки роста доходной части и зачастую оказывется, что решение лежит на поверности.
Чтобы увеличить дельту между выручкой и себестоимостью, нужно поставить систему мониторинга и на постоянной основе отслеживать все точки загрузки и выгрузки, простои, расход топлива, воровство и оперативно влиять на логистические цепочки. В этом случае грузоперевозчик может контролировать экономику бизнеса и предпринимать шаги для увеличения маржинальной дельты. Практика Веса Систем показывает, что установка бортовых систем взвешивания позволяет увеличить доходную часть бизнеса грузоперевозок на 20-30% в коротком периоде.
Бортовые весы позволяют контролировать погрузку, разгрузку и вес на протяжении всего пути следования, помогают обеспечить оптимальный режим эксплуатации ТС, контролировать недогруз, осуществлять расчёты за услуги на основании реальных данных, экономить время на осуществление погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, перевозка гарантированно будет выполняться в соответствии с законодательными ограничениями по осевым нагрузкам, весу и габаритам.
Бортовые системы веса Систем можно использовать практически на всех типах техники. Особенно хорошо датчики зарекомендовали себя в магистральных перевозках, добыче, АПК и жилищно-коммунальном хозяйстве.